?

Log in

No account? Create an account
про sense of agency и абстактное мышление - alexey5351 — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
alexey5351

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

про sense of agency и абстактное мышление [Jun. 25th, 2015|03:07 pm]
alexey5351
[Tags|]

Мысли по мотивам Mooc Марка Солмса и перевода текста Эрика Кандела:




http://alexey5351.livejournal.com/131490.html




Если "sense of agency" (ощущение агентства) - понятие знакомое, можно этот параграф не читать. Если нет, кратко это ощущение и понимание: "Я могу. Я управляю ситуацией, принимаю решения, несу ответственность." Это активная позиция человека, который/ая чувствует себя "у руля" и ощущает что может сам/а управлять течением событий своей жизни (что не означает отказываться от помощи и все делать самостоятельно).  Sense of agency - это позиция свободы выбора, потому что в ней есть активное, ресурсное и способное "Я". Agency отличается от пассивной позиции "меня ведут, на меня влияют, все вокруг виноваты, от меня ничего не зависит, итд." Кроме того, agency не означает автоматизированного "мне никто не нужен и ничья помощь не нужна (compulsive self-reliance)." Знание своих ограничений и способность обратиться за помощью - это ресурсы, не слабости. Agency - это позиция, которой нет у младенца и нет у ребенка, она развивается последовательно. У взрослых людей в психодинмической терапии sense of agency тоже развивается, более того, зрелое ощущение агенства - один из важных критериев готовности пациента к окончанию работы в терапии (Gabbard, 2010). Наоборот, при некоторых клинических состояниях, например депрессии, тревожных расстройствах, травме, или при воздействии серьезных стрессоров среды ощущение агентсвта может снижаться или пропадать полностью.




Если хочется подробнее, то по этим ссылкам есть ресурсы читать про agency дальше:




http://rabota-psy.livejournal.com/257642.html?thread=2315626#t2315626




http://rabota-psy.livejournal.com/262088.html





О чем я хочу сказать подробнее здесь? Солмс по поводу agency сформулировал нетривиальную и красивую мысль - "Для развития зрелого ощущения агентства необходима развитая способность к абстрактному мышлению (Solms, 2015)."  Для психоаналитиков эта мысль достаточно понятна. Тем  не менее, на первый взгляд связь одного с другим не очень ясна - в огороде бузина, а в Киеве дядька. Божий дар с яичницей. В чем же связь? Я попробую восстановить несколько звеньев логической цепочки в мысли Солмса, потому что мне это кажется важным. Важно это потому, что если Солмс прав, то тогда развитие абстрактного мышления (в широком смысле) в терапии - полезная терапевтическая цель, в некоторых случаях  даже необходимая.


Что такое абстракция в широком смысле, применительно к нейробиологии сознания? Грубо говоря, это способность к ре-презентации (обозначению) конкретного объекта. Пример. Визуальное восприятие плоской поверхности на четырех опорах - это конкретный визуальный объект, память которого, то есть образ, хранится в визуальной памяти. Слово "стол" - это абстрактная бирка, которая обозначает тот самый конкретный объект. Бирка "стол" обобщает целую категорию конкретных объектов. Ведь столы бывают рабочие, обеденные, итд. Слово "мебель" - это еще более высокий уровень абстракци, ведь в нее входят категории - "стул, стол, шкаф", итд. Бирка "мебель" обозначает класс предметов. Ребенок очень юного возраста знает только конкретный визуальный объект "стол" (может его узнавать), но не знает еще слова "стол". Ребенок постарше знает слово "стол", но слово "мебель" ему еще не очень нужно и он его пока не понимает, итд.

Абстрактное мышление развивается с возрастом. Параллельно у ребенка развивается prefrontal cortex - процесс, который не заканчивается лет примерно до 30 (Solms, 2015). Когда подросток учится в школе, он рано или поздно узнает понятия "производная" или "интеграл" - они находятся уже очень далеко в сторону абстрагирования от конкретных, ощущаемых объектов. Кроме того, есть состояния, в которых на протяжении всей жизни способность к абстрактному мышлению снижена (аутизм например). При отстутсвии этих состояний способность к абстрактному мышлению развивается по мере учебы и надобности, то есть адаптации к конкретной среде. В урбанизированном обществе потребность эта выше, чем в сельской местности, где не настолько нужна абстракция, а бытовой мир значительно более конкретный.

[Короткое отступление по поводу сравнения абстрактного и конктетного видов мышления - ни одно из них не лучше и не хуже. Они разные. Снобизм абстрактного над конкретным неуместен, ровно как и наоборот. У Оливера Сакса в первой главе книги "Человек, который перепутал жену со шляпой" красиво показано, что человек, потерявший способность к конкретному мышелнию и мыслящий исключительно абстрактно, тяряет большую часть фукнциональности в социальной жизни.]





В какой-то мере способность к репрезентации конкретных объектов есть у всех людей безотносительно учебы и наличия клинических состояний. Ведь мозг постоянно строит "карты", в которых одни объекты обозначаются другими (Damasio, 2012). Например, у нас есть несколько "карт" cобственного тела. Одна из "карт тела" более низкого уровня имеет отношение к области мозга posterior insula (Damasio, 2012; Siegel 2010) и эта карта недоступна сознанию напрямую, что лишает нас возможности рефлексировать над ее объектрами, размещать их в рабочей памяти ("working memory") итд. Но у нас есть "карта-над-картой" - абстракция более выского уровня, имеющая отношение к нейронной области anterior insula и Anterior Cingulate Cortex (ACC). Объекты вот этой карты доступны сознанию. Мы можем удерживать их в рабочей памяти и думать о них, что делает их ментально стабильными во времени (Dehaene, 2014). Кроме того, эти объекты представляют (ре-презентируют) более конкретные объекты более низкоуровневой карты в posterior insula.





В порядке иллюстрации можно вспомнить выражение Альфреда Корзибского о том, что "карта отличается от территории" и посмотреть на это высказывание буквально, а не метафорично. Когда вы стоите у памятника Пушкину в Москве, небо синее, солнце светит, то у вас есть субъективное ощущение места. В google maps есть спутниковая фотография этого места - чуть более высокий уровень абстракции, в которой вашей субъективности больше нет, а есть объективность и визуальные символы места и вы можете их узнать. Кроме того, в google есть карта, а не фотография, в которой улицы обозначены символами - это еще более высокий уровнь абстракции - и вот на этом уровне незнакомые с городом люди могут находить нужное место по символам и указателям - абстракнтым объектам, которые позволяют думать о пространстве более гибко.





Как все это относится к психотерапии и психологии? Помимо катры тела у нас есть еще и репрезентация себя (Self). То есть для начала на "шкурном" субъективном уровне у нас есть ощущение себя как себя, постоянное и привычное. Мы знаем, что "я - это я", бессознательно и прочно. Потеря этого шкурного ощущения даже на короткий интервал времени - это состояние де-персонализации, которое встречается в психологичесой травме и других клиническийх случаях - это довольно страшно не узнавать себя на уровне ощущений. В ментальный образ себя (Self) входит образ тела, образ характера, образ ителлекта, образ чувств, итд. Это именно тот объект, с которым мы работаем во время рефлексии. Например мысль: "Мне тревожно" - это мысль в котором субъект ("Я", причем "Я" не называемое словом, но ощущаемое) думает над объектом (Мне) и замечает свойство этого объекта - тревожное состояние. "Мне" - это уже образ, объект, абстракция. Рефлексировать невозможно, если оставаться в чистой субъективности, для рефлексии нужен не только наблюдатель, но и объект наблюдения. Образ Self (Мне, меня, итд) отличается от cубъективного "Я" как ментально, так и нейрологически - это разные нейронные сети, которые связаны между собой.

Как часть этого явления, образ тела отличается от реального конкретного состояния тела, что особенно остро проявляется в клинических расстройствах, например анорексии, в котрой возможна дисторсия "Я - жирная". Другой пример - образ метального "Я" во время эпизода клинической депрессии искажен негативными атрибуциями - "Я весь плохой" - это искаженная и патогенная рефлексия, не нейтральная. Подобная атрибуция связанна с депрессивным состоянием.

Для развития адекватной рефлексии необходима способность к ре-презентации себя - это процесс в котором субъективное и шкурное становится образом, объектом наблюдения, неназываемое Я становится названным "Я" или "Мне, меня, итд". Для репрезентации необходима способность мыслить абстрактно.

Логическая цепочка Солмса на этом почти полностью восстановлена, осталось одно звено - ощущение агентства.

Для начала анализа этого звена стоит заметить что и рефлексия и гибкость мышления - необходимые, но не достаточные условия для зрелого ощащения агенства. В чем их необходимость?




Для того, чтобы чувствовать себя хозяином ситуации необходимо перестать быть "рабом" импульса. Если на автомате отрабатывать каждый возникающий импульс (по сути продукт системы "Я хочу" SEEKING sysetem Панксеппа) то сознательного контроля над ситуацией нет и гибкости тоже нет никакой. Невозможно в этой ситуации взвешивать альтернативные варианты, оценивать их возможные последствия и принимать решения. Первое что необходимо сделать для появления контроля - это удержать мгновенную отработку импульса моторным действием и заменить эту отработку действием ментальным - мыслью (что есть по сути мысленная репетиция действия, проигрывание возможного действия в пространстве "как-будто") (Solms & Turnbull, 2002). В этом процессе две части. Первая - удержание импульса казалось бы требует осознания того, что импульс есть, то есть, например, появления мысли: "Я хочу вот это яблоко." Но процесс подавления может быть и автоматизированным, бессознательным (Dehaene, 2014). Можно вполне научиться бессознатльному подавлению. Вторая часть процесса - замена моторного действия ментальным - это уже репрезентация и уже абстракция. В этом процессе человек представляет себе (в рабочей памяти), что будет, если он/она протянет руку и возьмет вот это яблоко. Только тогда он/она может осознанно решить делать это или нет. Подобный способ когнитивного выбора - это гибкое принятие решений. Наоборот, в жесткой ситуации все видно насквозь, вариантов нет, все очень конкретно и быстро, реактивно и автоматично. Например, когда Коля находится в несколько параноидальном состоянии и у него возникает импульс ударить Петю прямой правой в лоб, то рука отрабатывает действие без особенных размышлений по этому поводу. У этого конкретного варианта событий есть свои преимущества в определенных ситуациях. Например, если Коля с Петей - боксеры на ринге, то абстрактно думающий Коля проиграет бой с высокой вероятностью - он будет слишком медленным. Но в ситуациях, где для человека нет реальных угроз жизни и здоровья, конкретный, жесткий способ реакции на импульс ограничивает свободу выбора. Отсюда появляется еще один вывод - что для увеличения свободы выбора, гибкости мышления и способности к абстракции необходима возможность регулировать тревогу. В более тревожном состоянии конкретность будет увеличиваться, в менее тревожном - уменьшаться - при условии, что способность к абстрактному мышлению развита.

Если суммировать все вышесказанное, то для развитого ощущения агенства необходимо ощущать наличие сознательного контроля над процессом принятия решений. Контроль этот может появиться только тогда, когда сознательное участвует в принятии решений; он отсутствует, когда решения принимаются автоматически на эмоциональном уровне (например в случае реакций амигдалы при остром страхе и начале отработки рефлекса сражайся-беги-замерзни). Для участия сознательного и участия гибкого, когнитивного способа принятия решений необходимо чтобы объекты размышлений - альтернативы в процессе решения - были достаточно стабильными в рабочей памяти. Это в свою очередь возможно только в том случае, когда у объектов есть достаточный уровень абстракции. При дефиците в абстрактом мышлении либо постоянном, либо ситуативном, есть только конкретные объекты (моно-сенсорные, классифицированные условно в более "затылочных" областях мозга - в occipital, parietal, etc.). При мышлении конкретными объектами гибкости как правило нет, а значит нет и свободы выбора.

Источники:

1. Mooc Солмса "What is a mind?"
https://www.futurelearn.com/courses/what-is-a-mind

2. Panksepp, J., & Biven, L. (2012). The archaeology of mind: neuroevolutionary origins of human emotions (Norton series on interpersonal neurobiology). WW Norton & Company.

3. Damasio, A. (2012). Self comes to mind: Constructing the conscious brain. Vintage.

4. Siegel, D. J. (2010). Mindsight: The new science of personal transformation. Bantam Dell Publishing Group.

5. Siegel, D. J. (2010). The mindful therapist: A clinician's guide to mindsight and neural integration. WW Norton & Company.

6. Gabbard, G. O. (2010). Long-term psychodynamic psychotherapy: A basic text. American Psychiatric Pub.

7. Sacks, O. (1998). The man who mistook his wife for a hat: And other clinical tales. Simon and Schuster.

8. Dehaene, S. (2014). Consciousness and the brain: Deciphering how the brain codes our thoughts. Penguin.

9. Solms, M., & Turnbull, O. (2002). The brain and the inner world: An introduction to the neuroscience of subjective experience. Karnac Books.


linkReply

Comments:
From: adrenali_n
2015-07-18 07:55 am (UTC)
Спасибо!
Очень и очень отзывается
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2015-07-18 12:28 pm (UTC)
пожалуйста

Edited at 2015-07-18 12:32 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-09-17 01:34 pm (UTC)

синтетическое мышление

Добрый день! Может быть, Вы поможете ответить мне на вопрос: что такое синтетическое мышление (склонность к синтезу в мышлении). Мне очень интересно, как этот тип мышления следует понимать именно с точки зрения психологии/психиатрии.
В интернете в основном пишут об этом с точки зрения других наук. Меня Стас зовут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2015-10-26 02:11 pm (UTC)

Re: синтетическое мышление

Здраствуйте, Стас,

Я не могу с точки зрения психиатрии/психологии сказать, могу со своей - способность к синтезу - здоровая когнитивная способность, которая не существует сама по себе. Например очень трудно синтезировать данные, когда не было предварительного качественного анализа. То есть способные к качественному синтезу/интеграции как правило способны качественно анализировать тоже.

У Выготского в "Мышление и Речь" очень хорошо написано о том, что такое адекватный уровень анализа и синтеза, ведь можно пере- или недо-анаизировать, пере- или недо- синтезировать.
(Reply) (Parent) (Thread)