alexey5351 (alexey5351) wrote,
alexey5351
alexey5351

Category:

Про идентичность и эмиграцию

Эмиграция – это серия потерь и необходимость адаптации к новым условиям, то есть стресс для всей системы человека. Условия (родственники, работа, деньги) могут помочь существенно, но без стресса этот процесс не проходит. Одна из центральных особенностей процесса эмиграции психологически – это ее влияние на идентичность. Ответ на вопрос “Кто я?” и связанные с ним ощущения меняются. По большому счету перестраивается вся система. Большая часть вопроса “Кто я?” состоит в “что я делаю” и “с кем я живу”. Кроме того, часть идентичности групповая – "к каким социальным группам я принадлежу?"

При эмиграции часто наступает кризис идентичности, есть много тревоги (неопределенной опасности) и нестабильности. В этом поле одна из форм адаптации – надеть на себя футболку нового клуба, причем чем радикальнее взгляды клуба – тем яснее ответ на вопрос “Кто я?” - соответственно, тем меньше тревоги. В этом смысле часто люди становятся страстно религиозными или наоборот убежденными атеистами, эволюционистами или креционистами, вообще любыми истами, главное, чтобы страстно и убежденно. В нейтральной позиции много тревоги и мало ответов на насущные вопросы. В экстремальной проще.

Этот процесс – не хороший и не плохой, это одна из форм адаптации к среде и к психологическому стрессу. Он функционален. Параллельно происходит адаптация к основному депрессогену эмиграции – ощущению потери. Например, в начале процесса эмиграции человек часто идеализирует покинутую страну и девальвирует новую (S. Akhtar, 1995) – что по сути параллельно идентификации с умершим человеком как форме защиты от переживания горя (Freud, 1968). Наоборот, с течением времени в процессе адаптации люди могут поменять полярность и начать девальвировать покинутую страну, идеализируя при этом новую – ту, где они потратили много усилий на адаптацию и ассимиляцию.

Адаптация к ощущению потери связана с кризисом идентичности. Чем больше идентичности человека инвестировано в страну N, тем больше идеализации ее и девальвации остальных. Тем сильнее сопротивление к любой критике этой страны. В этом смысле описанный процесс параллелен идее из социальной психологии – люди защищают Своих и доверяют своим больше просто по факту принадлежности к той же социальной группе; и люди практически автоматом испытывают тревожную бдительность по отношению к чужим, просто по факту их не принадлежности к своей группе. В этом смысле свой вор может быть ближе чужого честного. Точнее чужих никто честными не считает, а про своего вора уже хоть что-то известно и не так тревожно - предсказуемо.

В процессе эмиграции и смены идентичности меняется ответ на вопрос – кто для меня "Свои". Меняется он и для всех остальных участников. Жители покинутой страны, которые могут испытывать зависть, склонны считать эмигрантов предателями. Жители новой склонны считать понаехавшими.

Чем устойчивее психика человека, чем идентичность более зрелая и прочная, тем меньше этих эффектов, что не исключает необходимости адаптации. Полностью никто не застрахован, вне зависимости от уровня психологического развития и уровня функционирования.

Как все это относится к людям, которые вынуждены жить в стране, где им плохо, где они на дух не переносят правительство и среду обитания, но не могут ни уехать ни поменять среду?



На мой взгляд эти люди практически находятся в условиях вынужденной эмиграции в своей собственной стране. Поэтому все вышеперечисленное к ним относится напрямую. Они потеряли ту страну, в которой им хочется жить и которой нет. Они не ощущают принадлежности к доминантным группам, но вынуждены их терпеть и мириться с ними. Идентичность есть, но уровень адаптации к среде низкий, к ней не хочется адаптироваться, отчасти по той причине, что это повлечет нежелательные изменения идентичности.

Это колоссальный стресс, причем хронический. Я очень хорошо понимаю эту ситуацию и сочувствую всем, кто в ней находится. Я думаю, что таких людей немного. Они сильные и закаленные, хотя могут быть склонны к депрессии. Большинство людей идут по пути наименьшего сопротивления – одевают яркую футболку популярного местного клуба (и при необходимости идут драться с фанатами других). Чем сильнее личная идентичность завязана на групповую и чем выше инвестированность в группу, тем выше потенциал для агрессии к чужим. В этом смысле полезно развивать и укреплять индивидуальную компоненту идентичности, развивать мышцу терпения неопределенности. Работать, учиться, растить детей, делать любимое дело. Пройти курс личной терапии при необходимости. В условиях хронического стресса терапия - очень хорошая идея.


Литература:

Third individuation: Immigration, identity, and the psychoanalytic process. Akhtar, Salman. Journal of the American Psychoanalytic Association, Vol 43(4), 1995, 1051-1084. doi:


Freud, S. (1968). Mourning and melancholia. The meaning of despair.-New York, Science House, 50-69.


Tags: мысли о жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →