?

Log in

Про ментализацию и воображение - alexey5351 [entries|archive|friends|userinfo]
alexey5351

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про ментализацию и воображение [Apr. 24th, 2014|11:40 am]
alexey5351
[Tags|, ]

перевод отрывка текста.

Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide. by Bateman & Fonagy.Chapter 1.

продолжение текстов и мыслей про ментализацию

http://rabota-psy.livejournal.com/266848.html
http://alexey5351.livejournal.com/178286.html
http://alexey5351.livejournal.com/231501.html

“Ментализация – в основном предсознательная ментальная активность, связанная со способностью представлять себе образы (воображать). Воображающая часть присутствует в ней, поскольку в процессе ментализации мы неизбежно представляем себе что могут думать и чувствовать другие люди.”
_

Мысли от себя.

Почему это важно? Почему важно проговорить и связать, что способность к ментализации необходимым (но недостаточным) образом подразумевает некоторую способность воображать?



Есть самые разные типы мышления – дедуктивное, индуктивное, ассоциативное, итд. Это большая и сложная тема для отдельного разговора. Тем не менее, есть люди, как правило технического образования, инженеры, физики, математики - с прекрасно развитой способностью к дедукции. Они идеально могут идти от общего к частному по исключительно логичной, стройной и красивой цепочке размышлений, в которой из А четко следует В, из B следует С, итд. Иногда эти люди несколько высокомерно смотрят на индуктивный способ мышления, например формирование гипотез, то есть мышление, в котором необходимо попробовать представить себе общую картинку, имея только часть данных, понимая при этом, что представление не может быть точным, что это гипотеза и/или обобщение. Это требует некоторой способности терпеть неопределенность, быть неправым, идти на риск, пробовать и ошибаться.

Для строго-математичных людей, обитающих в дихотомичных рамках Аристотелевой логики, подобные построения могут быть пытке подобны, это ж “неточно”, “ненаучно” и “спекулятивно”. Тем не менее, для психотерапевта, для клинического психолога, психиатра, медиков вообще, способность строить гипотезы – фундаментальная и необходимая часть процесса работы. Человек с идеальными способностями к дедукции, который не умеет индуктивно мыслить, не очень эффективен в клинической работе, а точнее, ему или ей индуктивное мышление необходимо тщательно развивать. Часто это задача супервизора – понять, в какой области мышления супервизируемого есть избыток или дефицит и работать в плане регуляции этих моментов. О терапевтах и супервизорах говорить важно, потому что супервизор с существенным дефицитом ментализации не может эффективно помочь супервизируемому с подобным дефицитом. Терапевт с дефицитом ментализации – это проблематично по целому ряду причин. Но дефициты бывают контекстными, временными (в состоянии эмоционального включения) или постоянными, сильными и не очень, и хорошая новость в том, что способность эта (при отсутствии нейрологических причин к обратному) развиваема. Идеальной ментализации нет ни у кого. Достаточно хорошей можно добиться.

Если отойти от тераепвтов и супервизоров, то у мам и пап с дефицитом ментализации растут дети с дефицитом ментализации. Поэтому в семейной терапии способность родителей к ментализации – более важный фокус на мой взгляд, чем способность ребенка. Работать со вторым, не обращая внимания на первое, даст весьма ограниченные результаты.

Одно из состояний, в котором способность к ментализации существенно снижена (часто хронически и с самого раннего детства) – это состояние спектра Аутизма. Кроме того, мышление в состоянии спектра Аутизма часто очень жесткое (rigid) – трудно мыслить гибко. Кроме того, пациенту с аутизмом как правило трудно мыслить
на определенном уровне абстракции. По-английски термин подобного мышления – сoncrete. Это мышление в котором яблоко – это яблоко. Точка. Конец разговора. Попробуйте попросить подростка с этим состоянием написать сочинение на достаточно абстрактную социально-эмоциональную тему – “образ бунтаря в русской литературе”, “моральные принципы в произведениях Достоевского”. Это будет пытка. При этом подросток может часами строить конструкции из кубиков, или разбирать велосипед, часто значительно лучше, чем дети у которых аутизма нет. А у cавантов будет визуальная память, которая обычным людям и не снилась. То есть ярко выраженный избыток в одной области и недостаток в другой.

Способность воображать у пациента с аутизмом может быть, но она будет узко направленной – например воображать роботов и механические конструкции. Воображать эмоции, намерения, мысли другого человека – крайне сложно для него/нее, если вообще возможно.

Если оставить аутизм и говорить о расстройствах личности из DSM Cluster B – нарциссичном, пограничном и histrionic, то во всех из них способность к ментализации (и как часть ее – способность воображать ментальные состояния других людей) снижена. Чего нельзя сказать о социопатии. В cоциопатии, особенно высокофункционирующей, человек очень хорошо умеет “читать” других людей – предполагать, что они думают, но проблема в том, что человек использует эту информацию исключительно для себя, часто с отсутствием сожаления, вины или стыда по поводу своих действий – дефицит есть в эмпатии и альтруизме.

Один из выводов этих размышлений в том, что способность человека воображать, играть, предполагать – очень важное ментальное свойство для целого ряда функций, включая ментализацию.

Источники

"Mentalization-Based Treatment for Borderline Personality Disorder: A Practical Guide." by Bateman & Fonagy.

DSM-IV-TR

Dr. Hedlund, personal communications.

linkReply

Comments:
From: anansy_boys
2014-04-24 07:22 pm (UTC)
Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, тест на определение типа мышления.
У меня всегда были приблизительно равные успехи в точных и в гуманитарных науках. Интересно, что все же преобладает?
Например, я весьма посредственно играю в шахматы, но не из-за недостатка логики (как мне кажется), а из-за трудностей с концентрацией и волнения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2014-04-24 08:46 pm (UTC)
как правило присутсвуют разные типы одновременно.

Если Вам интересно, или есть конкретный вопрос, можно пойти к специалисту и пройти полное психологическое или нейропсихологическое тестирование. Значительно более ограниченное, но небесполезное представление можно получить на сайтах когнитивных треннингов типа lumosity, там не будет про индуктивное и дедуктивное мышление, будут более простые конкструкции - визуальная память, divided attention, selective attention, гибкость в вербальных задачах, в видуальных, итд.

Мозг пластичен и во многих случаях те способности, которые Вы хотите развить развиваются. Часто способности развиты значительно лучше, чем люди думают. Если взять те же шахматы, то если бы Вы тренировались как Каспаров - хотя бы по времени, то уровень Ваших шахмат усилился бы серьезно.

Волнение (тревога) - влияет на весь мозг и на все способности, на внимание, рабочую память, скорость. Это ситуативный эффекит. Концентрация во многих случая развиваема.

Edited at 2014-04-24 08:47 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anna_paulsen
2014-04-25 05:01 pm (UTC)
Алексей, спасибо, очень интересно читать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2014-04-28 03:20 pm (UTC)
пожалуйста
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dig386
2014-04-29 02:52 pm (UTC)
Т.е. в норме воображение и социальный интеллект настолько тесно друг с другом связаны? Просто с моей точки зрения можно много чего представить и вообразить, не задействуя Theory of Mind и ментализацию.

>> Кроме того, пациенту с аутизмом как правило трудно мыслить
>> на определенном уровне абстракции.
Но ведь аутичные люди могут вполне успешно работать в областях, требующих абстрактного мышления (вроде того же программирования). Или же имеется в виду понимание сильно зависящего от контекста стиля коммуникации нейротипиков?

>> Попробуйте попросить подростка с этим состоянием написать
>> сочинение на достаточно абстрактную социально-эмоциональную тему
>> “образ бунтаря в русской литературе”, “моральные принципы в
>> произведениях Достоевского”. Это будет пытка.
О да)) Я ещё помню тот возраст и было ощущение, что непонятно, чего хотят (хотя иные темы пугали и нейротипиков). Но такие вещи обходятся чтением большого количества готовых образцов сочинении и формализацией/планированием какого-то набора стандартных тем сочинений.

P.S. На личном опыте заметил, что ментализация между высокофункционирующими аутичными людьми может работать лучше, чем между аутичными и нейротипиками.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2014-04-29 04:23 pm (UTC)
Норма - понятие скорее статистическое. По мнению людей, которые придумали само понятие ментализация, разработали теорию этого явления и практику MBT терапии, ментализация подразумевает способность воображать. Не вообще воображать что угодно, а воображать намерения, чувства и мысли (ментальные состояния другого человека). С этой точки зрения если чисто теоретически человек не может воображать вообще, то не может воображать и намерения другого. Если может воображать структуру велосипеда, но не может воображать намерения других - то это более узконаправленный дефицит воображения. Вы правы, некоторые люди с состоянием спектра аутизма могут воображать, например, роботов, но не намерения другого человека. Я написал перевод мысли Бейтмана и Фонали о том, что способность воображать и ментализация сильно связаны.

Ментализация и Theory of Mind - это далеко не одно и то же, поэтому если Ваша точка зрения отличается от точки зрения Бейтмана, Фонаги и моей, то может быть разумно убедиться что Вы хорошо понимаете их определения, постулаты. В тексте указано название книги. В самом начале этой книги они подробно рассказывают о самом понятии и также рассказывают об областях перектытия и отличий с другими понятиями/конструкциями - empathy, mindfulness, psychological mindedness, etc.

"Но ведь аутичные люди могут вполне успешно работать в областях, требующих абстрактного мышления " - Люди с состоянием спектра аутизма могут отличаться друг от друга очень существенно. Начиная с тех, кто говорить не может вообще и заканчивая высоко-функционирующим аутизмом. Они разные, иногда очень существенно. У меня были пациенты с высокоуровневым аутизмом. Способность мыслить абстрактно тоже связана очень тесно со способностью к ментализации. Подробннее - в книге по ссылке.

"На личном опыте заметил, что ментализация между высокофункционирующими аутичными людьми может работать лучше, чем между аутичными и нейротипиками"

Cтоит уточнить и понять глубоко что именно Вы понимаете под этим термином. И что понимают авторы этой теории. Человек с дефицитом ментализации не может адекватно оценить этот дефицит - для этого требуется ментализация.

Дифференциально диагностировать корректно у кого какой аутизм и есть ли он вообще - дело сложное и у профессионалов занимает достаточно долгое время. На вскидку, по "личному опыту" можно ошибиться в этом очень существенно.

Edited at 2014-04-29 04:25 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dig386
2014-04-30 08:24 am (UTC)
>> Подробннее - в книге по ссылке.
Ок. А текст книги официально можно получить лишь методом покупки книги? Или есть открытый доступ?

>> На вскидку, по "личному опыту" можно ошибиться в этом очень
>> существенно.
Я это прекрасно понимаю и говорю о личном опыте общения с аутичными людьми (имею в виду варианты РАС, сходные с синдромом Аспергера), которые были диагностированы психиатрами. Под ментализацией я имел в виду понимание состояния друг друга в ходе общения. Возможно, это связано и не с тем, что в этом случае способность воображать чужие состояния работает лучше, а с (а) более прямолинейным стилем коммуникации и слабым использованием невербалики (б) отсутствием нужды в большинстве случаев имитировать глазной контакт или подавлять стимминг.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2014-04-30 09:43 am (UTC)
Открытый доступ - это пиратство. Если покупка книги - не вариант (а цена ее весьма умеренная) то есть библиотеки и базы данных. Кроме того, есть статьи авторов, которые можно искать в scholar.google.com или www.pubmed.gov.

Ментализация - вполне конкретное понятие и у него есть отличия от смежных и близких.

Понимание состояния друг друга - несколько расплывчатое понятие. Ментализация включает в себя четкое осознание, что знать состояние другого человека мы не можем точно, оно не прозрачно и мы не рентген. Обратное - это провал в ментализации. Мы можем (а) строить предположения, то есть воображать (б) использовать свое собственное состояние как второстепенный индикатор, который иногда точно помогает почувствовать, что чувствует другой (процессы interoception, mirror neurons, итд) иногда не очень - в зависимости от развития этой способности.

Люди с синдромом Аспергера "понимают" и "воображают" ментальные состояния как себя так и других хуже, чем люди без синдрома Аспергера - это часть определения состояния и понимание нейробиологии и психологии Аспергера. Если я слышу, что человек с сиднромом Аспергера лучше "понимает других" чем человек без, то у меня возникают серьезные сомнения в точности диагностики. Есть смежные состояния, которые с Аспергером можно перепутать.

Дифференциальная диагностика сложная и ошибаются на эту тему и психиатры тоже, тем более неточны рассуждения про Аспергера и спектр аутизма из общих соображений, без глубокого клинического понимания этих явлений.

Если Вам интересно, Вы можете прочитать две хорошие книги, написанные "изнутри" людьми с синдромом Аспергера.

Look Me in the Eye: My Life with Asperger's by John Elder Robison

Born On A Blue Day: Inside the Extraordinary Mind of an Autistic Savant by Daniel Tammet

Их тоже можно найти в библиотеках или купить.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dig386
2014-04-30 02:44 pm (UTC)
>> Если я слышу, что человек с сиднромом Аспергера лучше "понимает других"
>> чем человек без, то у меня возникают серьезные сомнения в точности
>> диагностики.
Я имею в виду частный случай, а именно общение высокофункционирующих аутичных людей между собой. Или тут может быть дело в том, что мы каким-то образом проблему ментализации просто "обходим"? Т.е. не рассчитываем, что поймут то, что не высказано явно и используем какой-то иной стиль общения?

Хотя с моей точки зрения, в некоторых случаях обладателю синдрома Аспергера может быть проще, чем нейротипику, поставить себя на место другого "аспи", ибо: часть состояний неаутичным людям малознакомы (вроде той же сенсорной перегрузки).

P.S. Спасибо за литературу, буду разбираться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2014-04-30 07:03 pm (UTC)
Пожалуйста,

В начале текста есть ссылки на перевод статиьи и мысли по этому поводу. Вы правы, люди с одним состоянием могут понять друг друга лучше, не обязательно используя привычные другим механизмы понимания. Во второй книге Born on a Blue Day автор описывает как встречался с Kim Peek - прототипом персонажа Дастина Хофмана в человеке дождя. Когда у людей много общего это помогает в понимании друг друга.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: votsep
2015-04-25 11:52 pm (UTC)
Добрый день, Алексей!
Правильно ли я понимаю, что провал в ментализации как неспособность воображать, близко подходит к теме оператуарного мышления?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexey5351
2015-04-26 12:15 am (UTC)
добрый день. А что вы называете опературным мышлением? Я с терминами по-русски довольно плохо знаком
(Reply) (Parent) (Thread)